Статья 5125

Название статьи

Мотивация молодых сотрудников организаций в новых условиях рынка труда 

Авторы

Наталья Васильевна Проказина, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 49); профессор кафедры социологии и социальных технологий, Среднерусский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, г. Орел, ул. Октябрьская, 12), nvprokazina@mail.ru
Наталия Юрьевна Бобылева, преподаватель первой категории, Колледж Среднерусского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, г. Орел, ул. Октябрьская, 12), nataliya.bobyleva24@yandex.ru

Аннотация

Актуальность и цели. Актуальность обращения к вопросам мотивации молодых сотрудников организаций в современных условиях рынка труда тесно связана с необходимостью привлечения и удержания персонала, повышения лояльности сотрудников к организации и в целом повышения производительности труда. В большей степени это относится к молодым сотрудникам (20–35 лет) в связи с особенностями их социальных установок и представлений о работодателях, трудовой деятельности, об условиях труда. Цель работы – выделить особенности мотивации молодых сотрудников организаций в новых условиях рынка труда. Материалы и методы. Выводы и положения основаны на системном анализе. Теоретическим основанием послужили классические и современные теории мотивации. В основе авторских положений лежат результаты всероссийских социологических исследований (проведенные Всероссийским центром изучения общественного мнения, HeadHunter, Русской Школой Управления, консалтинговой компанией «Культура Инноваций») о мотивации и ее особенностях у представителей разных поколений в изменяющихся условиях рынка труда. Результаты. На основе теоретического анализа определены ключевые положения классических и современных теорий мотиваций. Охарактеризованы новые условия рынка труда, формирующие социальные представления молодых сотрудников о профессиональной деятельности и ее условиях, об идеальном работодателе, личностном и профессиональном развитии. Описаны не только положительные аспекты материального стимулирования, но и его негативные по-следствия. Аргументировано, что успешное управление мотивацией молодых сотрудников требует баланса между материальными и нематериальными факторами. Проведенный анализ позволил выделить особенности мотивации молодых сотрудников организаций в новых условиях рынка труда. Выводы. Основные условия рынка труда на современном этапе включают в себя: замедление темпов роста зарплат, дефицит персонала, «перепрыгивание» молодых кадров из организации в организацию, поиск эффективных способов мотивации персонала. Главной особенностью мотивации к профессиональной деятельности молодых сотрудников являются: полимотивированность, индивидуально-ситуативная иерархия мотивов и их компенсаторные отношения. Наиболее выражены у молодых сотрудников запросы на психологическую безопасность культуры труда, поддержку и наставничество, ориентацию на баланс трудовой и личной сферы жизнедеятельности.

Ключевые слова

молодые сотрудники, теории мотивации, материальное стимулирование, материальные стимулы, нематериальные стимулы, мотивация, эффективность труда, рынок труда

 

 Скачать статью в формате PDF

Для цитирования:

Проказина Н. В., Бобылева Н. Ю. Мотивация молодых сотрудников организаций в новых условиях рынка труда // Известия высших учебных заведе-ний. Поволжский регион. Общественные науки. 2025. № 1. С. 55–70. doi: 10.21685/2072-3016-2025-1-5

 

Дата создания: 10.06.2025 15:14
Дата обновления: 11.06.2025 14:48